Сергей Соловьев: "Я снял «слабо умное кино»"Мы общались с Сергеем Соловьевым в небольшом кафе киноконцертного зала в Ханты-Мансийске. Я даже ловила себя на мысли, что мы находимся скорее где-то в обустроенной Канаде, чем в суровой Сибири – настолько человечно-уютной и в то же время респектабельной была атмосфера вокруг. Вот уже в 8-й раз проходит в Ханты-Мансийске международный фестиваль дебютов «Дух огня», созданный с легкой руки Сергея Соловьева и Александра Абдулова. Здесь молодые кинематографисты не только соревнуются друг с другом, а и учатся у признанных мэтров. Вот и на этот раз фестиваль открывал новый фильм Сергея Соловьева «Одноклассники», с него мы и начали наш разговор.
Сергей Александрович, «Одноклассники» – очень «соловьевская» картина, корни которой уходят в «Сто дней после детства». Вы работаете всю жизнь либо в поисках себя, либо в поисках классики. Почему на этот раз вы вновь обратились к проблеме молодых в этом мире?
Знаете, я уже давно ничего не ищу, давным-давно все нужное мне, нашел. Мне просто очень интересна такая простая вещь – как путешествует прекрасное в грубо меняющемся мире. Разве это не повод снять фильм? А так как мир не только меняется, но и приобретает самые невероятные формы, то вы путешествуете уникально. Я, например, на сегодняшний день не знаю большей добродетели, нежели сохранить себя в совершенно нечеловеческих условиях существования. Ведь делается все, чтобы ты не только потерял себя, но и попросту превратился в совершеннейшую свинью. Что происходит с огромным количеством молодых, да и не только молодых людей. И совсем единичные случаи, когда у человека достает ума, уважения к себе, веры в то, что он может каким-то образом обеспечить сохранность своей души, а, значит, личности.
Но ведь когда в своем фильме вы делаете именно такой выход в свободу, когда люди отказываются владеть «заводами, газетами и пароходами», вы-то не могли не помнить о «поколении цветов», знаменитых хиппи, свободных от общества и счастливых до безобразия. Многие из них сгинули в наркотическом дурмане, выжившие вернулись к родительским истокам, надели брендовые костюмы и стали «акулами бизнеса». Что же ждет ваших героев?Всегда есть массовая культура и массовое преображение. Все, о чем вы говорили – это массовая продажа. Меня же интересуют частные случаи, отсутствие участия в разного рода обобщенных акциях. Это все внешние формы, для меня же важно сохранить существо. Если взять рок-культуру двадцатого века, которая действительно кликнула то, что дремало в человеке, и открыла что-то, с чем уж ничего сделать нельзя. И все это стало вне моды. Мода же, сама по себе, самое бесперспективное из всего придуманного человечеством. Мода на хиппи, когда все начинают курить травку и валяться на траве. Мода, по-моему, и придумана, чтобы быстро исчезать, умирать. Сегодня модно погружать себя в сладкий дымок, а завтра – бегать от инфаркта, не забыв, при этом, приобрести соответствующую случаю одежду и кеды. Сегодня моден антиквариат, а вчера – минимализм. Почему? Да, ни почему – это коммерческая «фенька», которая призвана владеть умами общества. А вне коммерческих штучек существуют еще какие-то стабильные человеческие понятия, не сочтите за пафос, как Евангелие. Оно вне модных понятий. Может быть, модно или немодно ходить в церковь, общение с Великой Книгой – вне модных понятий. Не возникает даже мысли ее переписать, к ней просто все время обращаешься. Вот это и есть фундаментальное, что лежит в основе того странного феномена, что мы живы и продолжаем жить.
Вы всегда держались вдали от политики, которая в последнее время стала модной, и модно ею заниматься. Насколько это актуально для людей творческих профессий?Это такая же мода, как мода на «косяк». Одинаково идиотично потратить свою жизнь на то и на другое. Хотя, когда читаешь, например, мемуары Уинстона Черчилля, понимаешь, что политика – не мода, не баловство, а свойство сознания. Исключительно фундаментальное. Таких политиков немного в мире, но они вызывают уважение. Мода на политику и политиков – та же массовая культура, которая всегда носит спекулятивный характер. А что-то настоящее продать так же невозможно, как и купить.
Вы обладаете потрясающим человеческим качеством – умением влюбляться, несмотря на возраст, на то, что происходит вокруг. Это ваш личный «вечный двигатель». Как вам удается придумывать эти влюбленности в нашем холодном и искривленно-прагматичном мире?
Не назвал бы это «влюбленностями», я очень остро ощущаю многие формы магии. Я как бы очень подвержен магии, и это не имеет никакого отношения к ясным, бытовым мечтам. Вдруг, в каком-то сочетании чего-то с чем-то, возникает некая магическая сила, и я очень сильно, очень остро поддаюсь ей. Я вообще человек податливый. Сколько себя помню, один лишь раз «повелся» в политике – на Горбачева. Очень недолго, но думал, неужели мы попали в какой-то по-настоящему переломный момент текущей истории. Но он, к сожалению, был лишен магии. Ведь магия – это не экзотика. А Горбачев был лишь экзотическим явлением.
А если бы за этим стояла магия?О, тогда все было бы глубже и серьезней, чем это произошло.
Что происходит с «Ассой-2», почему мы не видим ее?Картина сделана. Я лично очень часто вижу ее – то в Лондоне, то в Америке. Очень хорошая, кстати, нашлась форма проката, вернее, не проката, а жизни «Ассы-2» в наших условиях. Ребята-энтузиасты сделали несколько очень мощных показов, которые называются «Ночь «Ассы». Сеанс начинается в 23.45 ночи. Они показывают сначала «Ассу», потом тусуются, а часа в 4 утра – «Ассу-2». На рассвете расходятся. Интересно, что залы – битком набиты. На меня очень большое впечатление произвел следующий случай. Мне предложили подъехать между первой и второй серией «Ассы-1», сказать несколько слов зрителям. Я приехал, ожидая увидеть зрителей с благородными сединами. Они были, но общее впечатление – молодой зал. У меня спросили, рассчитываю ли на такой же успех «Ассы-2». Да как же можно предполагать, когда нет той ситуации, тех людей. Повторение невозможно, ведь то был не успех даже, а какое-то странное единение зрителей моего фильма. Даже природу этого явления понять трудно. Ведь когда на экране начиналась песня «Под небом голубым», весь зал вставал и пел вместе с экраном. Ну, как можно такое повторить, казалось мне, ведь это даже к кино не имеет никакого отношения, скорее – к футболу. Мы поговорили, я собрался уходить, пошла вторая серия. А копия была очень плохая, еще с тех времен. Задержался, решил посмотреть, как она «докатится». Где-то через 5 минут после начала этой серии Боря Гребенщиков начинает петь ту песню, и вдруг весь зал, новый зал встал и запел с Борей. Это произвело на меня сильнейшее впечатление. Мы сами не знаем подлинности мира, в котором живем, кувыркаясь в условностях массовой культуры. В частности, телевизионной.
Об опущенной планке, простите, сегодня не говорит только ленивый. А вот вы, Сергей Соловьев, знающий, что у него есть свой зритель, страдаете от отсутствия нормального проката фильмов?Конечно. У меня абсолютное ощущение, что меня поместили в сумасшедший дом. Правда, я вспоминаю людей, которых в советские времена сажали в психушку, подкалывали там чем-то, чтобы, выйдя на свободу, они были модифицированы, адаптированы к этому миру, а, на самом деле, генетически изуродованы. Сегодняшний прокат точно также стремится модифицировать твое сознание до степени маразма.
Обращаясь к классике, между разговором со зрителем о современной жизни, вы часто слышали упреки в том, что переворачиваете в «святынях» все с ног на голову. Для меня ваша «Анна Каренина» тем хороша, что я всегда жалела Каренина. А вы за что Анну не любите?Ну почему, я очень ее люблю, у меня нет к ней никаких претензий. Просто я попытался исправить не совсем справедливую традицию, гласящую, что Каренин – старый идиот. Но если она вышла за старого идиота, то кто же она сама-то? Помню, всегда удивлялся, глядя фильм Зархи, с какой целью Татьяна Самойлова вышла замуж за Гриценко? И лишь когда понял, что он, Каренин, – не монстр какой-то, не глубокий старик, у которого одна нога за другую цепляется, а роман о том, что все мы помещены в некий общий круг страданий, из которого практически невозможно достойно выйти.
У вас есть еще одна удивительная способность – хранить память о близких вам по духу людям. Это и Геннадий Шпаликов, и Александр Абдулов, и Олег Янковский, список можно продолжить. С вашими женщинами это тоже прослеживается. И ваши дети рядом с вами работают, живут общей жизнью. Это великое умение выстраивать систему взаимоотношений, как вы это делаете?
Да, никак. Есть система стечения обстоятельств. И если там происходит что-то нормальное с тобой, с твоими чувствами, она сама подсказывает тебе направление действий. Ужасно тяжелый труд, практически бесполезный, – формировать обстоятельства. Я всей душой за то, что сильный-де человек сам складывает пазлы обстоятельств. Не получается! Но я всегда очень покорно следовал логике, которая возникала от того или другого стечения обстоятельств. Вот так складывались условия моей жизни. Такие я совершал поступки. Чтобы не насиловать себя в моей жизни.
Вы создали себе собственный микромир, в котором жили так, как вам хотелось, любили тех, кого сами выбирали, снимали кино, которое вас звало, при этом никогда не оказывались вне общества. Это как?Никак, потому что для меня это тоже не имеет какой-то отдельной ценности, которую можно принять или отставить. Я тот, для кого главным является желание и умение жить в согласии с самим собой.
Это ваша трактовка конформизма?Да нет. Я никогда не диссидентствовал, хотя с большим уважением относился ко многим из этих людей. Понимал, что, уйдя туда, сразу начну уродовать себя. Я не сторонник волевого искажения мира в силу каких-то своих, или не своих идеологических установок.
Вы живете в жанре своих «Одноклассников»?Знаете, я долго думал, как сформулировать этот жанр, и понял – это «слабо умное кино». Именно так, тремя словами. Вот «Асса-2», извините, я имею к этому фильму отношение, – это умная картина. Ее по-дурацки нельзя было снять. А здесь, не «слабоумие», я уже давно понял, что мне неинтересно, скучно и безрадостно отстаивать любые концепции. И если в «Ассе-2» присутствует остаток моего жалкого идеологического прошлого, существует и торчит концептуально, то здесь вы можете наблюдать меня таким, какой я стал. Антиконцептуалист! Ну, попробуйте из этого фильма сделать какой-нибудь вывод. Я против заводов? Да нет – за! Против старшего поколения? Тоже нет, они хорошие ребята. Водку пьют, на аккордеонах играют, поют про «наискосок»… Я просто за то, чтобы увидеть все, что с нами сегодня происходит, с чувством некой очарованности.
Несмотря на слухи о непомерной вашей любви к «валянью» на диване, не работать вы не умеете, чего хотелось бы сделать?Знаете, ненавижу слово «мечтать»! Сидит некто, с дебильным выражением лица, а на подбородок капает слюна. Что он делает? Мечтает! Я ни о чем не мечтаю. Иногда обстоятельства складываются так, что мне убедительно хочется что-то сделать. Есть несколько сценариев, которые мне хотелось бы реализовать. Одна из историй – совместная с Женей Гришковцом, мы обсуждаем это. Не буду рассказывать, все готово, просто нужно немножко денег.
http://www.kinonews.ru/person_1366/sergey-soloviev