Вскоре Джозеф повез своих детей в Чикаго, чтобы там они приняли участие в конкурсе талантов. Чикаго в 60-е годы был полон таких талантов в музыке соул, как Кертис Мей- филд, группа Impressions, Джерри Батлер и Мэйджер Лэнс. И хотя Джозеф не был шоуменом, он прекрасно знал, как сделать представление. Он учил своих мальчиков всему', что знал сам по опыту, по наблюдениям, и тому, что чувствовал инстинктивно, как завоевать признание публики. "Это было поразительно, как иногда он был прав в некоторых вещах. Он был лучшим учителем, который у нас когда-либо был", - скажет Майкл. "Однако с ним было нелегко", - добавит он в другом интервью с журналистом Гэрри Хирши. - Это неправильно, это надо делать вот так, - говорил он. Нам нравилось петь, но он никогда нас не хвалил, никогда не говорил нам "О, как чудесно". Чаще звучало: "Вы должны это делать правильно". Но мы все равно очень любили заниматься всем этим. Он научил меня, как работать на сцене, как обращаться с микрофоном и какие делать жесты и все остальное". "Я стал настоящим разведчиком, - рассказывает Джозеф. - Я обязательно ходил на все представления всех музыкальных групп, приезжавших в Гэри. Брал блокнотик и записывал все, что, как мне казалось, могло быть интересным. Мне нравились все эти группы, хотя все они выглядели одинаково. Один певец был солистом, он стоял впереди. Например, три других певца стояли немножко поодаль сбоку и исполняли прекрасно отрепетированные хореографические композиции и одновременно подпевали солисту. Их голоса сливались, особенно если все они были членами одной семьи. Я взял на заметку кое-какие элементы, прибавил некоторые собственные идеи и таким образом вывел формулу исполнения для моих ребят". Когда группа впервые давала представление в ночном клубе в Гэри, он изменил ее название - теперь это были "Братья Джексоны" (Jackson Brothers). На этом они заработали 7 долларов. Когда мальчики стали выступать в других клубах, зрители кидали на сцену монеты и купюры. "Деньги оттягивали мои карманы, рвали их, - вспоминал Майкл, - брюки на мне просто не держались. Потом я шел и покупал конфеты для себя и всех остальных". Многие соседские мальчишки время от времени сопровождали группу Джексонов, в 1966 г. Джонни Портер Джексон (он не был их родственником) присоединился к ней как постоянный барабанщик. Его семья была дружна с Джексонами, и они со временем начали считать его своим "кузеном". К группе присоединился также клавишник Ронни Ренсифер. Мальчики играли в клубах Гэри и даже в Чикаго. Майклу было 8 лет. Он был солистом. Тито играл на гитаре, Джермен на бас-гитаре, Джекки на маракасах и Джонни Джексон на барабанах. Марлон пел гармонию и танцевал. "Мы все заработаем кучу денег, ребята", - обещал им Джозеф. Он репетировал с ними каждое утро перед школой, когда возвращались, была еще одна репетиция. "Никто не хотел так тяжело работать, но у нас не было выбора", - отмечал Марлон. Кэтрин была столь же воодушевлена успехом своих мальчиков, как и ее муж. По рассказам, она выглядит как женщина, стоящая в стороне и наблюдающая, как он занимается с детьми, готовит их к будущей карьере. Но это не так. Мать также жаждала увидеть своих детей знаменитыми. Ей очень нравилось для них шить костюмы, быть шофером, когда они ездили на концерты, и делать все, что от нее могло потребоваться. Иногда, правда, с ней возникали трудности. Духовные ценности семьи стали меняться. Если раньше музыкой семья занималась только ради удовольствия, то теперь появилась и тема финансов. Оказалось, что, раз заработав денег, хочется получать их еще и еще. Но если Свидетели Иеговы подчеркивают, что хорошая работа гораздо важнее, чем деньги, так почему же деньги вдруг стали так важны? Она была обеспокоена тем, как счастливы были дети, когда возвращались домой с карманами, набитыми долларами. "Это неважно", - говорила она им. Но какой ребенок поверил бы ей, она сама подталкивала их выигрывать больше конкурсов талантов и тем самым зарабатывать больше денег. Она аккуратно вырезала из газет все заметки об их победах и вклеивала их в специально заведенный для этого альбом. Очень волновалась, что мальчиков не "откроют" вовремя и всячески подталкивала Джозефа, чтобы он позаботился об этом. В пять часов утра в понедельник микроавтобус Джексонов доползал до дома 2300 по Джексон-стрит после субботних и воскресных выступлений. Пока Кэтрин готовила завтрак, мальчики пару часов могли поспать. Потом - проглатывали завтрак и бежали в школу, как и все остальные дети, живущие по соседству. "Мы должны получить для них контракт на звукозапись, пока они еще не выросли", - сказала Кэтрин. Муж отослал пленку с записью их песен в Motown Records, но не получил ответа. "Тогда попробуй другую компанию", - настаивала она. В торговом центре в Гэри группа получила новое название. "Я разговаривал с одной женщиной, ее звали Эвелин Личи, -- вспоминает Джозеф. - Она была очень красивая. Раньше работала манекенщицей и разъезжала по всем Штатам. Ребята давали представление в универмаге, и она сказала мне после шоу: "Мне кажется, что "Братья Джексон" звучит несколько старомодно. Почему бы тебе не назвать их "Пятерка Джексонов" Jackson Fine? Мне понравилось это - "Пятерка Джексонов". С тех пор мы так и стали их называть". (В своем интервью Кэтрин утверждает, что это у нее состоялась такая беседа. Она говорит, что Эвелин вместе с ней придумала это название, а Джозеф при этом не присутствовал.) Скоро группа стала часто выступать в клубах в соседних городах во время выходных. Отец установил багажник для музыкального оборудования на крыше семейного автобуса, так как группа уже начинала выступать в больших аудиториях на две-три тысячи мест в таких городах, как Кливленд и Вашингтон. Это были смешанные концерты, в которых принимало участие много артистов, известных и совсем новичков, как, например, группа "Пятерка Джексонов". Такие концерты давали хорошую возможность начинающим поучиться у именитых исполнителей. Обычно после своего выступления братья Майкла уходили из зала, он же стоял за кулисами и внимательно наблюдал за работой других артистов. Если кто-то искал восьмилетнего Майкла, они всегда знали, где найти его - за кулисами, он запоминал "каждый шаг, каждое движение, каждый поворот, каждую эмоцию". Это время было очень ценным для обучения Майкла. Вскоре он стал использовать некоторые элементы, которым научился у других артистов, например Джеймса Брауна, которого, по его словам, мог смотреть до бесконечности. После окончания концерта Майкл доставал блокнот и записывал туда все новое, что смог запомнить, и потом пытался использовать это в выступлениях Джексонов. "Джеймс Браун научил меня некоторым вещам, которые он делает на сцене, - вспоминал Майкл в 1970 году. - Это было несколько лет назад. Он научил меня, как выпускать микрофон из рук и подхватывать его как раз за мгновение до того, как он коснется пола сцены. Чтобы научиться этому трюку, у меня ушло всего полчаса. Это, может быть, выглядит трудно, но на самом деле очень легко. Больше всего на свете в то время я мечтал о таких кожаных ботинках, как у Джеймса Брауна, но их не выпускали в детских размерах". Джексоны выиграли конкурс непрофессионалов в театре Регал в Чикаго. Публика там была столь же взыскательной, как и в театре Аполло в Гарлеме. Братья становились все более опытными, их исполнение более отточенным, а их солист Майкл - более профессиональным. Они выступали в городах Сан-Луис, Канзас-Сити, Бостон, Милуоки и Филадельфия. Они не только познакомились, но и подружились с группами Temptations, Emotions, O'Jays, Sam and Dave, Vancouvers и Бобби Тайлер. Эти артисты многое рассказали им о мире шоу-бизнеса. Однажды перед одним из конкурсов талантов кто-то из участников сказал, что надо опасаться Джексонов, "потому что с ними выступает карлик, которого они используют в роли своего солиста". Джекки случайно услышал это и не мог удержаться от смеха. Потом он рассказал об этом Джозефу, и тот тоже хохотал до упаду. Но Майкл, узнав об этом, очень обиделся и, плача, буркнул: "Ну что же я могу поделать, если я самый маленький?" Отец отвел его в сторонку и сказал, что он должен гордиться тем, что о нем говорят конкуренты. "Это значит, что ты на правильном пути", - заметил он. "Но все равно мне это было неприятно, - вспоминает Майкл много лет спустя, - даже тогда мне не нравилось, если люди обо мне плохо говорили". В августе 1967 года Джексоны выступали в знаменитом Аполло, в Гарлеме. Это было шоу непрофессиональных музыкальных групп. Джозеф и друг семьи Джек Ричардсон повезли мальчиков в Нью-Йорк на семейном микроавтобусе. В то время Джекки было шестнадцать, Тито - тринадцать, Джермену - двенадцать, Марлону - десять, а Майклу только что исполнилось девять лет. Они приняли участие в конкурсе "Супердог", это была наиболее престижная категория. Аполло известен во всем мире. Выступать в этом зале было мечтой всех молодых черных исполнителей того времени. Майкл вспоминал: "Этот Аполло был самым трудным местом для исполнителей. Если ты там понравился, тебя действительно вознесут до небес, но уж если не понравился... просто сметут с лица земли. Но мы не боялись. Мы знали, что были хорошими исполнителями. Вы знаете, в других местах, где мы выступали, публика просто падала к нашим ногам. Когда я пел на сцене, я обычно посматривал на Джермена, и мы перемигивались. Мы всегда были в себе уверены". За сценой в Аполло Джексоны увидели кусочек дерева, установленный на пьедестале по легенде от древа надежды, которое росло напротив ресторанчика-барбекю в Гарлеме. В нем были репетиционные залы, где занимались великие Луи Армстронг, Каунт Бази и Кэб Колловэй. Неподалеку находилась таверна "Конни", там Армстронг исполнял свою версию "Горячего шоколада" Фетса Уоллера. Стоя под этим деревом, можно было слышать, как работал Сачмо (так называли Армстронга). В течение многих лет сотни исполнителей подходили к этому дереву и дотрагивались до него на счастье. Это стало традицией. Но город рос, и древо надежды срубили. Никто не помнит, как это случилось. Но кто-то сохранил чудом маленький кусочек древа и принес в Аполло. Сложилось поверие, что новичок, который дотрагивался до него, будет иметь успех. Он присоединится к тем великим черным артистам, которые добились того, чтобы их мечта стала реальностью, завоевали уважение, с триумфом привнося в американскую поп-культуру наследие своего народа. Пьедестал находился не на сцене, а в кулисах, но так, чтобы из зала было видно, как артист перед выходом к зрителям прикасается к талисману. Это было вечером в среду. Джексоны принимали участие в концерте вместе с группой Impression. Один из ее музыкантов Фред Кеш рассказал Майклу о поверий. "Эй, ребята, вы что-нибудь слышали об этом? - спросил он братьев. - Давайте дотронемся до этого дерева, и у нас будет удача". "Не-е-е... Я не верю в удачу", - сказал Тито. "А я верю, - заметил девятилетний Майкл. - Жаль, я не могу забрать этот кусочек дерева домой. Тогда бы уж у меня всегда была удача". "Дамы и господа, - объявил конферансье, - "Пятерка Джексонов!" Представление началось. Огни зажжены. Наступило время для братьев занять свое место в истории. Джозеф с гордостью смотрел, как каждый из его сыновей погладил дерево. Сначала Джекки, потом Тито, Джермен, Марлон и, наконец, кузен Джонни. Потом группа выбежала на сцену под сдержанные аплодисменты публики. Майкл появился последним. Он решил еще раз сбегать к заветному древу надежды, чтобы быть совсем уверенным, что оно поможет.
_________________ e-mail: overlooks@ya.ru
Отдельный форум для троллей. Приятного общения! Администрация.
|